Крановый путь — это конструкция, которая принимает и передает нагрузки крана на грунтовое основание. Таким образом обеспечивается безопасная работа устройства на всем пути его перемещения по строительной площадке. В зависимости от типа и конструкции грузоподъемника крановые рельсовые пути делят на два главных вида: наземные и надземные.
Пути башенных кранов устраивают согласно проектной документации. В ней должны быть предусмотрены такие моменты:
- тип рельса;
- сечение, тип, длина шпал, а также расстояние между ними, или технология выполнения монолитного железобетонного пути и тип подкрановых железобетонных плит;
- конструкция и наличие подкладок под рельсы;
- способ крепления рельсов к шпалам и между собой;
- размер и материал балластного слоя;
- зазор между рельсами;
- конструкция тупиковых упоров;
- допустимый минимум радиуса кривой на криволинейном участке;
- устройство заземления рельсового пути и электрического питания крана;
- предел допустимых величин упругой просадки под колесами, общего продольного уклона, разность уровня головок рельса и допуски на ширину колеи.
Крановый путь мостового крана делают из специальных крановых и железнодорожных рельсов. Также используют стальные шины прямоугольного или квадратного сечения, при этом верхние кромки должны быть закругленными. Крановые рельсы с выпуклыми и плоскими головками применяют для цилиндрических стальных колес. Для конических подходит только выпуклый вид.