Эксплуатация Грузоподъемных Механизмов

Для подъема грузов при монтажных и ремонтных работах помимо грузовых подъемников применяют домкраты - винтовые, реечные и гидравлические. Данное оборудование предназначено для перемещения грузов на небольшую высоту. Винтовой домкрат состоит из корпуса и винта с прямоугольной или трапецоидальной резьбой, на верхний конец которого насажена головка, поддерживающая поднимаемый груз. На винте закреплено храповое колесо; головка винта охватывается хомутом. Винт приводится во вращение рукояткой и двусторонней собачкой, закрепленной на оси; положение собачки фиксируется стопором и пружиной, размещенными в рукоятке. Винтовые домкраты должны быть самотормозящими, почему угол подъема винтовой линии не превышает 5 градусов. Грузоподъемность домкратов до 20 т, высота подъема 0, 25 - 0, 35 м. В конструкциях с дополнительной передачей для вращения винта грузоподъемность доходит до 50 т. Реечный домкрат применяется для подъема грузов весом до 6 т. В корпусе перемещается зубчатая рейка, имеющая поворотную грузовую головку и лапу для подъема низко расположенных грузов. Рейка перемещается в корпусе с помощью реечной шестерни, получающей вращение от рукоятки посредством одной или двух пар зубчатых колес; рукоятка снабжается грузоупорным тормозом. Для удержания груза в поднятом положении на валу рукоятки устанавливают храповик с собачкой. Гидравлические домкраты грузоподъемностью до 200 т применяются при монтаже тяжелого промышленного или строительного оборудования, металлических конструкций и т. п. Высота подъема 0, 15 - 0, 2 м. В рабочем цилиндре движется поршень. При нагнетании жидкости (минерального масла или незамерзающей смеси) из камеры в цилиндр с помощью поршневого насоса, приводимого в действие рукояткой, происходит подъем поршня. Для опускания поршня служит канал, соединяющий рабочий цилиндр с камерой и перекрываемый золотником. При подъеме сооружений весом в тысячи тонн соединяют в общую батарею несколько домкратов и питают их от одного насоса. В последнее время гидравлические домкраты специальной конструкции применяют для натяжения арматуры при изготовлении напряженно армированных железобетонных изделий на бетонных заводах. В подъемном оборудовании к числу устройств безопасности относятся тормоза.По конструкции тормозящей детали различают тормоза колодочные, ленточные, дисковые (пластинчатые) и т. д. По характеру действия различают тормоза стопорные, служащие только для остановки груза и удержания его в поднятом состоянии и включающиеся цепь в конце движения, и спускные, регулирующие (уменьшающие) скорости груза в течение всего периода опускания. По способу управления различают тормоза замкнутые, трущиеся поверхности которых постоянно прижаты друг к другу и размыкаются внешним усилием на рукоятке или педали управления, и открытые (разомкнутые), в которых тормозные детали прижимаются одна к другой только после приложения внешнего усилия. При этом воздействие на тормоз может осуществляться как мускульной силой, так и пружиной, электромагнитом, весом гири и т. п., управляемыми либо оператором, либо автоматически. Замкнутые тормоза значительно безопаснее в работе, но больше утомляют оператора. Все лебедки подъема должны быть снабжены автоматическими тормозами замкнутого типа (грузоупорными, т. е. замыкаемыми весом груза или с электрическим приводом). Для лебедок с фрикционными или кулачковыми муфтами включения допускается применение управляемых тормозов как нормально замкнутого, так и нормально разомкнутого типа. Наиболее распространен в лебедках строительных кранов электромагнитный привод тормозов. Электромагниты включаются в цепь питания двигателя так, что размыкание тормоза и освобождение механизма происходят одновременно с включением двигателя. При перерыве в подаче энергии электромагнит выключается, тормоз замыкается и останавливает механизм. Вал, несущий тормозной шкив (тормозной вал), должен быть в целях безопасности связан с валом барабана только жесткими (зубчатыми) передачами. Для уменьшения мощности и габаритных размеров тормоз устанавливают на приводном валу лебедки или как можно ближе к нему, с тем, чтобы при этом приходилось преодолевать, возможно, меньший момент от груза. Если между двигателем и валом барабана имеются фрикционные муфты, то тормоз должен быть установлен на валу барабана (или на промежуточном валу, связанном с валом барабана жесткой передачей).
Похожие страницы