Древние Грузоподъемные Механизмы

Подъемные механизмы древности

Египетские пирамиды, храм фараона Хафра, Колоссы Мемнона, храм Юпитера в Баальбеке, мегалитические постройки майя и многие другие невероятные сооружения древности наглядно свидетельствуют, что для наших далеких предков, считавших Землю плоской, горизонтальное и вертикальное перемещение колоссальных грузов было обычным делом.

В средневековой Европе без всякого электричества и паровых механизмов было построено более 80 кафедральных соборов и 500 больших церквей высотой до 160 м, а к концу XIX века крановая механика достигла такой степени совершенства, что позволяла управляться с 15-тонными товарными платформами одной рукой. В принципе, мускульные подъемные машины прошлого уступали современным электрическим и дизельным кранам только в одном – в скорости подъема. Зато значительно выигрывали в простоте.

По данным археологов, первые подъемные краны появились в VI–V веках до н.э. в Греции, а первые блоки – ключевые элементы всех подъемных механизмов – там же, но на целых 300 лет раньше. Одинарный блок не давал выигрыша в силе, но был гораздо эргономичнее «пустой» веревки: тянуть конец вниз, используя массу тела, гораздо удобнее.

К IV веку до н.э. технология достаточно заматерела, и римляне, экспортировавшие ее из Греции, догадались соединять в одном механизме по нескольку блоков. Триспастосы, наклонные А-образные деревянные краны стройными блоками, увеличивали приложенное усилие втрое, а пентоспастосы с пятиблочной талью – в пять раз.

Римский пентаспастос представлял собой А-образную деревянную раму, которая удерживалась в наклонном состоянии над грузом с помощью канатов. Грузовой канат наматывался на горизонтальный вал, приводимый двумя вертикальными воротами. Канат проходил через таль с пятью блоками.


Длина веревки при этом также увеличивалась втрое или впятеро, зато усилие, направленное на ее разрыв, снижалось, соответственно, в три или в пять раз. Наклон опорной рамы позволял совершать небольшие горизонтальные перемещения груза.
Похожие страницы